Стокгольмский синдром: роль эго-состояний

Стокгольмский синдром: роль эго-состояний

В 1973 году в Стокгольме имело место занимательное происшествие. В одном из банков захватили заложников. Но концовка длительной и напряженной обстановки удивила всех. Заложники настолько прониклись симпатией к агрессорам, что впоследствии рьяно пытались доказать их невиновность в суде и даже нанимали им адвокатов.

Идентификация с агрессором

Именно после этого случая «синдром жертвы» в психологии стали называть «Стокгольмским синдромом». Его смысл заключается в том, что между жертвой и агрессором постепенно образуется очень прочная эмоциональная связь. Это происходит на бессознательном уровне – видимо, так срабатывает механизм психологической защиты. Нужно отметить, что об этом феномене, еще задолго до происшествия в Стокгольме, писала Анна Фрейд – она называла его «идентификацией с агрессором». В одной из своих работ Фрейд описывала случай из практики. Маленькая девочка поначалу боялась воображаемых привидений, видившихся ей в темной комнате. Затем ребенок начал идентифицировать себя с этими привидениями, что помогло преодолеть страх.

Жертва будто старается пропитаться теми мотивами и ценностями, которыми движим агрессор. Она полагает, что это поможет ей выжить. По сути, тот же процесс имеет место и во время воспитания – ведь так или иначе навязывание «взрослых» ценностей происходит насильственным путем. Поэтому можно сделать вывод о врожденности «Стокгольмского синдрома», раз он помогает человеку выжить.

Детство подходит к концу, но психологические механизмы совладания с опасными ситуациями остаются теми же. И когда человек вновь попадает в травмирующую ситуацию, справиться с которой у него не хватает внутренних ресурсов, «Стокгольмский синдром» может выражаться в виде разных самооправданий.

Эксперимент Милгрэма

Ученые предполагают, что склонность подчиняться тем, кто обладает более высоким социальным статусом, может являться природным свойством человека. Стенли Милгрэм провел один из самых известных экспериментов в психологии. Внешне этот эксперимент выглядел как проверка памяти. «Ученику» давалось задание запоминать определенную последовательность из слов, которую давал ему «учитель». Если же «ученик» запинался или делал ошибку, то ведущий эксперимента предлагал «учителю» с помощью нажатия специальной кнопки посылать небольшой разряд тока к «ученику». «Учителю» было совершенно невдомек, и муки «ученика» демонстрировались профессиональным актером. И никакого тока к нему не подводилось.

Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы выявить, в какой мере человек подчиняется авторитету. Результаты были потрясающими – оказалось, что большинство людей совершенно не против увеличить силу тока, которым наказывался «ученик».

Возведение проблем в ранг «святынь»

Человек настолько привыкает к имеющимся у него психологическим трудностям, что они обретают для него чуть ли не священный статус. Сакральная депрессия, неприкосновенное право на запой, страх, апатия и бездействие… Список можно продолжать бесконечно. Все перечисленные проблемы не просто оказывают травму, но также способствуют получению определенных выгод. Подробно эти игры были описаны в исследованиях Эрика Берна. Правда, здесь нужно сделать одну ремарку: психологические игры подменяют собой настоящую жизнь; с их помощью человек заменяет «Взрослого» другими эго-состояниями. Это или «дитя», или «родитель».

Типы Эго-состояний

В психологии Эго-состоянием называется психологическое состояние человека, которое выражается в его мироощущении, поведении, личностных ролях. Различают три таких состояния:

  • «Взрослый». Ему соответствует логическая оценка происходящих событий, реальный взгляд на вещи. Находясь в Эго-состоянии «Взрослого», человек не питает пустых надежд и не мучается от напрасных страхов. Без умения вовремя включать в себе данное состояние человек не сможет стать по-настоящему зрелой личностью.
  • «Ребенок». Имеет несколько форм. Во-первых, это творческий «Ребенок» — дает о себе знать, когда человек занят творчеством, развлекается и веселится. Также у этого Эго-состояния есть и негативная форма – «Беспомощная жертва», «Мученик», «Дурачок».
  • «Родитель». Положительная форма – обучение, забота, наставничество. Негативная – критиканство, поучения, ненужная суета (роль «курицы-наседки»).

Авторство большинства всех страданий и трудностей, которые провоцируются «Стокгольмским синдромом», принадлежит детской части личности человека. Внутренний ребенок будет упорно продолжать идентифицироваться с агрессивным родителем до той поры, пока не осознает – все для спокойной и счастливой жизни уже есть у него внутри. Видимо, «Стокгольмский синдром» может преодолеть только «Взрослый», который все в жизни расставляет по местам с помощью своего опыта и мудрости.

Как укрепить «Взрослого»?

Чтобы обрести устойчивость, научиться опираться на себя, необходимо активизировать и укреплять состояние «Взрослого». В состоянии стресса, когда у человека велик соблазн перейти в Эго-состояние «Дитя» или «Родителя», у каждого из нас есть собственные «палочки-выручалочки» для таких случаев. Кто-то начинает расслабляться и считать в обратном порядке от 10 до 1; кто-то вспоминает выученное наизусть стихотворение. Все эти элементы помогают не поддаваться сиюминутным эмоциям, скатываясь в позицию жертвы, а поддерживать Эго-состояние «Взрослого». Также для активации внутреннего «Взрослого» важно получать образование, расширять область знаний.

Также полезно заменить жалобы конструктивными вопросами. Вместо того чтобы упиваться самосожалением и теряться в догадках типа «почему никто не хочет со мной дружить?», преобразуйте свои соображения в более продуктивную форму. Например: «Что в моих силах сделать, чтобы изменить ситуацию?», «Как мне повысить лояльность клиента?», «Как сделать работу более продуктивной?» и т.д. В первом случае человек стремится переложить ответственность за свое будущее на окружающих; во втором – формирует в себе привычку мыслить проактивно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек