Медиапсихология: проблема медианасилия

Медиапсихология: проблема медианасилия

Едва медиа (кино, радио, телевидение, Интернет) приобретают массовость, возникает область психологической науки — медиапсихология, которая изучает влияние медиа на человека. Обеспокоенность ученых относительно восприятия потребителями такого рода насилия, обусловила изучение этого феномена, обозначив его термином «медианасилие». Это понятие применяют для характеристики определенных жанров, отдельных сцен и в целом характера взаимодействия, в коммуникационном процессе.

Первое продолжительное исследование влияния медианасилия на поведение зрителей, начатое в 1960 году с 856 мальчиками дошкольного возраста, показало, что дети, которые смотрели телевизор, статистически отличались повышенным уровнем агрессивности и антисоциальным поведением даже через десять лет, как закончили школу.

Виды медианасилия

Насилие, которое изображается в медиа, достаточно разнообразно, но сводится в основном к двум типам: физическое и психологическое. Физическое насилие классифицируют по тяжести последствий (небольшие повреждения, серьезные раны, смерть), по оснащению оружием, масштабом поражений. Психологическое медианасилие — это унижение, запугивание, дискриминация.

Выделяют несколько видов медианасилия:

  • контактное физическое (изображение ударов, пощечин, пинков);
  • вооруженное (с применением огнестрельного или холодного оружия);
  • против преступников;
  • физические пытки;
  • военное насилие.

К медианасилию относят также изображения угроз физической расправы.

Исследования доказывают: девочки и мальчики всех возрастных категорий, которые наблюдают подобные сцены, более агрессивны, чем те, кто такие сцены не смотрит. Особенно сильна эта связь у младших школьников, а у старших она усиливается, если кадры насилия совмещаются с эротическими. Эта закономерность обнаружена и для влияния видео-, компьютерных игр и «игрушек» на мобильных телефонах.

Наблюдая за социальным миром, ребенок непроизвольно учится. В этом процессе обучения под воздействием медианасилия у него формируются особенные собственные представления и убеждения:

  • картины мира, как враждебного, от которого нужно защищаться;
  • агрессивные сценарии решения социальных проблем (по усвоенным шаблонам);
  • нормативные представления (о приемлемости агрессии как определенной нормы в обществе).

В частности выделяют такие основные последствия медианасилия:

  • имитация — увеличение частоты агрессивных действий под воздействием медиаресурсов в реальной жизни;
  • агрессия — развитие у человека, предрасположенного к насилию, порочных личностных черт;
  • запуганность — ощущение страха и появление тревожного состояния, подавляющего развитие личности (психологические последствия).

Имитация. Многими исследованиями доказано, что показ насильственных действий в медиа может привести к их наследованию зрителями, особенно детьми. Родители также приводят много примеров того, как дети имитируют в своих играх элементы телепередач, в частности и насильственные действия — преимущественно со стороны тех персонажей, с которыми ребенок себя идентифицирует. Подростки также склонны повторять увиденные на экране формы взаимодействия между группировками их ровесников (банды, бригады).

Агрессия. Термином «агрессия» помечают любое произвольное действие с намерением нанести эмоциональный, физический, психологический или социальный вред другим. Актами агрессии считают нанесение ударов, обзывания, крики, распространения слухов, приставания, бросание вещами (если это происходит не случайно).

Существует три основных типа агрессивного поведения:

  • физический;
  • вербальный;
  • агрессия в отношениях (конфронтация, травля).

Кроме агрессивного поведения, выделяют агрессивные эмоции, агрессивные черты личности, агрессивное мышление.

Восприятие экранного насилия может активизировать набор ассоциаций, которые связаны с агрессивным мышлением и эмоциями, то есть они создают когнитивный стиль (первенство при восприятии и познании), определенную интерпретационную схему. С другой стороны, ребенок привыкает к случаям медианасилия: происходит его нормализация. Ребенку кажется, что так совершают все, у него искривляются моральные понятия («в этом нет ничего плохого»), формируются неправильные мировоззренческие ориентиры («это — признак силы и успеха»). Таким образом, медиа культивируют насилие в реальном поведении зрителя.

Другое объяснение механизма долговременных последствий медианасилия дает теория десенсибилизации (уменьшение чувствительности). Десенсибилизация — это уменьшение психологической реактивности на насилие при наблюдении за ним или его представлении, то есть оно перестает быть таким неприятным и неприемлемым для человека, каким было раньше. Негативные эмоции относительно насилия (его неприятие) не дают думать, фантазировать о насилии и совершать агрессивное действие. Когда человек видит много насилия, он становится к нему безразличным, негативные эмоции уже его не останавливают. Появляется впечатление, что насилие — норма, если оно так часто случается.

Все эти структуры формируются под воздействием неоднократного наблюдения сцен насилия, когда человек не осознает процесс обучения. Исследования показали, что дошкольники воспринимают насилие в мультфильмах серьезно, поскольку они еще не в состоянии правильно распознать его здесь и в реалистичных фильмах. Поэтому одной сцены насилия может быть достаточно, чтобы сделать продукт непригодным для маленьких детей.

Воздействие на детей

Дети в возрасте старше семи лет считают физическое насилие в мультфильмах менее достоверным, а, следовательно, не воспринимают его так серьезно, как насилие в фильмах с участием реальных людей. Осознание механизмов социальной учебы (доступное старшим, но недосягаемое для маленьких детей) может кардинально изменить последствия медианасилия. Дружественное общение с взрослым, по поводу увиденного, может внести ключевые изменения, и воспрепятствовать нежелательному влиянию.

В одном из первых шведских экспериментальных исследований влияния на детей сцен медианасилия в вечерних программах, обнаружено: если, посмотрев передачу, ребенок сразу ложится спать, у него формируется агрессивное поведение. Если же ребенку дать после этого поиграть или поговорить со взрослыми, агрессивность не формируется. Следовательно, механизмы культивирования обезвреживаются общением, когда ребенку разъясняют последствия насильственных действий, дают оценки поступкам персонажей. Тогда сцены насилия теряют свое разрушительное влияние на ребенка.

Норвежские медиапедагоги пришли к выводу: ребенок, имеющий хорошие отношения с родителями, сверстниками и другими людьми, не чувствующий насилия ни в его ближайшей среде, ни в идеологии общества, живущий в безопасных социальных обстоятельствах, любит школу, может удовлетворить свои потребности. Такой ребенок вероятнее всего не станет агрессивнее от контакта с медиа, имеющими сцены насилия.

Самое первое обстоятельство, которое способствует формированию жестокости как черты личности, это безразличие к ребенку со стороны близких людей. Даже насилие, совершенное против ребенка, не так прямо связано с формированием жестокости. А вот когда ребенок все время чувствует, что никому не нужен, тогда у него и возникает жестокость, которую он не осознает и не чувствует вину за нее.

С одной стороны, медианасилие способствует росту агрессивности зрителей. С другой, связь не такая прямая и не фатальная: негативные последствия можно полностью компенсировать компетентными действиями родителей, в первую очередь своевременным общением с ребенком.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек