Проблема жестокости в детском коллективе. Как бороться с буллингом?

Проблема жестокости в детском коллективе. Как бороться с буллингом?

Травля в детском коллективе – непростая тема. Немало людей, так или иначе, сталкивались с буллингом; однако с этим явлением связаны болезненные переживания страха, вины, отчаяния. В 1983 году был выпущен фильм под названием «Чучело» Ролана Быкова, посвященный этой проблеме. В основу сценария положен роман Владимира Железникова. Травля всегда существовала в школах, однако на территории советского пространства о ней редко говорили. В кинокартине речь идет о том, как группа школьников самоутверждается за счет постоянного унижения другого, о раскаянии в тот момент, когда что-то сделать уже поздно. Однако если в те времена буллинг считался постыдным, то теперь он превратился в одну из насущных нужд детских коллективов, начиная уже с младших классов.

Позиция невмешательства

Исследования показывают, что очень многие люди в детстве подвергались унижениям и травле. Одни предпочитали молчать, другие – обращались за помощью. Однако многие слышали в ответ от взрослых примерно следующие фразы: «Научись разбираться сам, ты должен уметь строить взаимоотношения». Однако ни один из вариантов не может быть приемлемым, когда речь идет о психологическом насилии.

То, какую позицию занимает руководитель детского коллектива, оказывает непосредственное влияние на процесс травли. Ведь если классный руководитель или тренер не приемлет такого рода поведения – его и не будет. До вступления в подростковый возраст дети в своих суждениях ориентируются на ту позицию, которую занимает взрослый. Однако в последнее время учителя все чаще предпочитают отстраняться от ситуации. И даже если у них возникает желание каким-то образом исправить ситуацию, они делают это неправильно. На педагогических факультетах этому попросту не учат.

Когда общих интересов нет

С чего начинается буллинг? В возрасте 11-12 лет у детей появляется потребность принадлежать к коллективу, быть частью чего-то большего. В одном случае дети могут объединяться по интересам – например, образуется кружок юных археологов или физиков. Буллинг – частое занятие в детских лагерях, где дети собираются вместе просто так, без каких-либо общих интересов. Промаявшись от скуки день-другой, наконец, они понимают: можно объединиться при помощи «дружбы» против одного из членов группы.

Как только группа выбрала для себя мишень, процесс приобретает устойчивую динамику. Дети, один раз насладившись вкусом насилия над другим, уже не могут остановиться. И если над группой нет никакого надзора со стороны взрослых, процесс может зайти очень далеко.

Реакция на притеснение, как правило – тоже агрессия. Взрослые горазды давать советы «жертве» – «дай сдачи», «ответь на обиду». Однако это помогает только на некоторое время – нередко ребенок в ответ на удар может быть покалечен группой.

Участники буллинга чувствуют особое веселье, довольство собой. Появляется ощущение комфорта, удали, «избранности». Однако нужно учитывать, что по-настоящему адекватная самооценка формируется в старшем возрасте. Поэтому участниками травли нередко становятся те, кто внутри себя трепещет при мысли об обнаружении собственных недостатков. Они всеми силами стараются перенаправить внимание агрессоров в другую сторону.

Мифы о буллинге

О травле в детской среде существует немало мифов. Один из самых распространенных – миф о том, что жертвами буллинга становятся дети с теми или иными чертами характера. Это не совсем так – среди тех, кто стал мишенью чужой агрессии, есть и «ботаники» в очках, и новички, впервые оказавшиеся в коллективе, и талантливые «красавцы». Ведь теми факторами, которые влияют на процесс детского террора, являются не только индивидуальные особенности школьника – большую роль играют также межличностные взаимоотношения.

Нередко подростку дают такой совет – «будь популярным в группе, и он/она от тебя отстанет». Но, увы, это неправда – ведь целью агрессии является постоянное унижение жертвы. Популярность в коллективе – это личный выбор ребенка. Он может быть абсолютно непопулярным в классе, но дружить в спортивной секции или художественном кружке.

Чего необходимо избегать в данной ситуации?

  1. Никогда не стоит ждать, что буллинг прекратится сам собой. Нужно учитывать, что нервная система ребёнка ещё не созрела, дети не могут противостоять влиянию коллектива. Взрослый является тем, кто должен задавать группе моральные ориентиры.
  2. Нельзя оправдывать агрессию тем, что «он (она) действительно похож на «белую ворону», или же «дети в наше время стали такими жестокими». Психотравмирующая ситуация для конкретно взятого ребёнка должна быть прекращена. Это не предмет философствования.
  3. Преподавателям нельзя путать отсутствие популярности и буллинг. Последнее означает физическое или эмоциональное насилие. Если учитель начинает подчёркивать достоинства «жертвы», старается давать ей или ему как можно больше частных поручений, говорить классу о его или её успехах, то тем самым только усугубляет ситуацию. Ребёнок, и без того являющийся мишенью агрессии, автоматически приобретает статус «подлизы». Его достоинства будут мгновенно превращаться в непростительные недостатки. Сначала должна быть пресечена агрессия. И только потом можно начинать постепенно прививать уважение к ребёнку в группе.
  4. Ошибочно считать буллинг проблемой только лишь «жертвы». Невозможно прекратить этот процесс только при помощи работы психолога с мишенью агрессии, или же с нападчиками. Буллинг оказывает влияние и на «жертву», нанося тяжелейшие психологические травмы, и на членов группы. Ведь они, наблюдая в стороне, получают опыт своего бессилия перед властью группы.
  5. Также в корне неверным является предположение, что всему виной личностные особенности «жертвы». Часто можно услышать мнение, что ребенок сам «провоцирует травлю», ведь он «не такой, как другие». Однако в действительности мишенью буллинга может стать любой. Поводом для буллинга может послужить что угодно – большие или маленькие уши, таланты или низкая успеваемость, цвет волос, религия, национальность, богатство семьи или, наоборот, бедность. Тот же ребёнок может хорошо вписаться в один коллектив и стать изгоем в другом.
  6. Мало пользы и в попытках вызвать жалость у агрессоров. Конечно, перемена позиции учителя может сходу прекратить буллинг. Однако бесплодные попытки показать группе, что хорошо, а что – нет, лишь укрепляют обидчиков в роли всемогущих агрессоров. Ведь при желании они превращаются в милующих или казнящих. Жалость усиливает ощущение беспомощности у «жертвы».

Как остановить травлю

В борьбе с буллингом нужно учитывать, что дети часто не сознают пагубности своих действий. Они могут использовать разные выражения — например, оправдываться тем, что «играют», или «дразнят» одноклассника. Школьный психолог или классный руководитель – это тот, кто должен восстановить справедливость. Когда ребёнка систематически доводят до истерики, бьют, оскорбляют – это носит название «травли». Иногда достаточно просто назвать явление своим истинным именем, чтобы оно сошло на нет.

Основная задача, которую должен решить взрослый – это помочь детской группе выйти из состояния азарта, посмотреть на моральную сторону происходящего. Учитель может задать группе вопрос – насколько каждый из ее участников оценивает свой вклад в травлю? Например, 1 балл может означать «никогда не принимаю в ней участия», 2 – «иногда травлю, но потом раскаиваюсь», 3 – «всегда травил, ведь это так здорово». Вероятнее всего, наибольший балл не решаться поставить самим себе даже самые ярые агрессоры. Но учитель не должен пытаться их уличить. Лучше сказать: «Я очень рад, теперь у меня даже от сердца отлегло. Ведь все из вас понимают, что такое поведение является жестоким. Значит, вылечить нашу группу не составит труда, раз даже те члены коллектива, которые пытались травить, потом о своих поступках жалели».

После этого нужно предпринять действия по закреплению нового положения вещей. Например, написать на бумаге: «В нашем классе не дерутся. Также не смотрят безучастно на чужие драки. Конфликтующих разнимают. Мы не обзываем друг друга» и так далее. В идеале, каждый член группы должен поставить свою подпись под такой петицией.

Однако даже после этого взрослый должен следить за динамикой – ведь далеко не факт, что проблема решится мигом. Подобно торфяному болоту, в коллективе может в любой момент снова разгореться пожар жестокости.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек